You are viewing ulsovbez

Previous Entry | Next Entry


Оригинал взят у visualhistory в Социальная реклама в царской России
Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума (из Википедии). В России в ст. 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 сказано, что социальная реклама — это «информация…, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Считается, что история социальной рекламы начинается в 1906 г., когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую рекламу такого рода, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Однако исторически документы показывают существование социальной рекламы и в царской России начала 20 века.
Вообще, уместнее говорить о появлении в том время лишь новых форм социальной рекламы. А по сути этой деятельностью в нашей стране на протяжении почти тысячи лет занималась церковь, которая, помимо всего прочего, своими проповедями формировала "модель общественного поведения" и "привлекала внимание к проблемам социума". Призывы к пастве помогать ближнему, оберегать семейные ценности, избегать пьянства и прочих пороков — это и сейчас одна из главных тем социальной рекламы.
Поэтому уместнее говорить, что в начале 20 века в России происходило, наряду с традиционной церковной, появление социальной рекламы от институтов зарождавшегося гражданского общества.
Не скажу, что я досконально изучил этот вопрос, но тем первых образцов гражданской социальной рекламы в России было довольно ограничено.
Одной из основных была реклама трезвого образы жизни, которая оформлялась очень красочными и наглядными плакатами.


Высокое разрешение

Больше всего меня здесь удивляет, что здесь уже использован ныне стандартный приём: "сердце (печень) трезваго" и "сердце (печень) пьяницы"! Вот только на бутылочных этикетках тогда это не печаталось :-)



Эта серия плакатов датирована 1902 г., т.е. ещё до упомянутой в Википедии даты начала социальной рекламы в США (1906):


Высокое разрешение

Стоить отметить довольно высокий художественный уровень антиалкогольных плакатов.


Высокое разрешение

"Пьянство есть корень всякого зла":

Высокое разрешение

Второй блок социальной рекламы в царской России был связан с благотворительностью. Это были плакаты, призывающие сборы средств в пользу голодающих (голодные годы в деревне случались регулярно), а также сирот и больных туберкулёзом.

Здесь интересно отметить, что ещё не до конца была разорвана "пуповина", связывавшая гражданскую социальную рекламу с церковной.
Нередко плакаты приурочивались к религиозным праздникам и призывали купить, например, пасхальное яичко, чтобы собрать средства:


Высокое разрешение

"Купите красное яичко":


"Пожалейте бесприютных":



Такие плакаты носили, как правило, целевой характер, т.е. пропагандировали не абстрактные идеи, а призывали принять участие в конкретной акции:


"Базар кукол":


Большое распространение в начале 20 века в России получило движение "Белого цветка":



«День белого цветка» родился в начале ХХ века и поначалу был кампанией помощи больным туберкулезом.
Кто начал эти акции первым, точно установить не удалось. Одни источники в качестве пионера указывают Швейцарию, другие – Швецию, третьи – Португалию. Называют родоначальником этой инициативы и Данию.
Так или иначе, но уже в 1900-х годах по всей Европе весной на улицах начали появляться люди с рукотворными ромашками. Плата за цветы не была фиксированной – кто сколько сможет. В кружки для пожертвований каждый опускал посильную сумму. Эти акции проходили под эгидой противотуберкулезных обществ (отсюда).



В России белые цветы впервые наполнили улицы 20 апреля 1911 года. В этот день Российской лиге по борьбе с чахоткой, образованной по указу императора Николая II, исполнился год.

Программа «Дня белой ромашки» состояла из двух частей: просветительской работы и денежного сбора. Пропагандисты считали, что для борьбы с туберкулезом прежде всего необходимы «отзывчивое сердце и щедрая рука». Кроме продажи цветов устраивались благотворительные спектакли, концерты, лотереи и т.п.



Движение «Белого цветка» охватило огромную территорию страны – за столицей потянулись и другие города Российской империи. На улицы Москвы, Кишинева, Минска, Риги, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани и Ялты выходили тысячи людей-добровольцев.

Настоящий "взрыв" социальной рекламы Россия пережила в годы Первой мировой войны. Появились тысячи патриотических плакатов, призывавших не только помогать фронту, но и заботиться об инвалидах, беженцах, осиротевших детях и прочих жертвах войны:



Однако это уже тема для отдельного поста.

Profile

ulsovbez
Совет безопасности

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com